В минувшие выходные в крохотном финском городке Тахковуори, который славится своими горнолыжными трассами, состоялся третий этап Чемпионата Финляндии по ралли – «Tahko Ralli 2017», в котором принял участие экипаж команды ART RALLY-KLOTZ в составе Александра Посадского и Олега Крылова. Наш экипаж выступил в зачетной группе SM2 на автомобиле Mitsubishi Lancer Evo X.
Тахко или Тахковуори — горнолыжный курорт и круглогодичный туристический центр Финляндии. Расположен недалеко от города Нильсия, в 70 км от регионального центра Куопио, который является одним из крупнейших городов восточной и центральной Финляндии. Курорт расположен в районе горы Тахковуори, на озере Сювяри. История курорта началась в 1968 году, когда на горе Тахкомяки была построена первая горнолыжная трасса. В последующие годы Тахко преображался, постепенно приобретая черты современного международного курорта. На данный момент функционируют 14 подъемников и 23 склона, на которых расположены многочисленные рестораны и бары. Отдых в Тахко может быть весьма разнообразным: можно кататься со склонов на горных лыжах, а можно пробежаться по прекрасно подготовленной лыжне на беговых, можно устроить сафари на снегоходах и квадроциклах, можно поиграть в гольф, а можно заняться маунтинбайкингом, можно обучиться верховой езде на лошадях, а можно просто отправиться в туристический поход, по рекам и озерам можно промчать на байдарке, а можно просто порыбачить. Все это в пешей доступности на территории одного многофункционального спортивного комплекса. Прекрасное место для отдыха, но мы приехали сюда для того, чтобы промчать на спортивном автомобиле по хитрым финским дорогам.
Трасса ралли состояла из шести спецучастков, общей протяженностью 105 километров. Ни один из спецучастков не повторялся. Формат гонки был обычный для этапов национального первенства: в четверг вечером — регистрация участников, с раннего утра до вечера пятницы – ознакомление, после которого – технические проверки, в субботу – день гонки, причем расписание ралли было составлено вполне гуманно. Три секции по два допа в каждой, разделенные сервисом. Спецучастки разные, но все как один довольно техничные, изобилующие множеством коварных поворотов с многочисленными трамплинами. Протяженность допов — от семи до тридцати трех километров. Ознакомление оставило двоякое впечатление. На первый взгляд показалось, что трасса несколько корявая, с множеством неровностей и на ней придется в боевом режиме аккуратничать, чтобы избежать повреждения автомобиля после предполагаемых прыжков и «ужимок». Самый длинный спецучасток вообще показался неким стритрейсом с вкраплением лесных отрезков дорог, тоже не самых гладких. Некое недоумение вызывало еще и то, что перегоны между допами пролегали по прекрасным дорогам явно лучшего качества и с прекрасным покрытием. Учитывая погоду, а столбик термометра днем стабильно находился на уровне трех – четырех градусов выше нуля, предполагалось, что, несмотря на ночной температурный минус, дороги будут сильно разрыты. А этим дорогам предстояло выдержать канал в 150 автомобилей.
Каково же было наше изумление в гонке (наш экипаж имел сорок четвертую стартовую позицию), что дороги не только не были разрыты, а местами стали даже ровнее, особенно в тех местах, где мы думали о том, чтобы поберечь автомобиль! Еще одним изумлением стал перегон от сервиса к первому спецучастку заключительной секции, который был проложен по льду озера. Вот финны затейники, подумали мы на ознакомлении, когда съезжали на лед озера, покрытого некоторым слоем воды и с трещинами во льду в некоторых местах. Однако ничего, проехали, и не только в день ознакомления, но и в день гонки «на колючках». Объяснялось затейство довольно просто: чтобы попасть на старт этого спецучастка (а он был просто фантастичен – 13 километров супер техничной со спортивной точки зрения дороги с множеством коварностей и самым длинным прямиком в 150 метров) нужно проехать «по земле» порядка сорока километров, а по льду всего четыре. Вот организатор и принял такое смелое решение, ни не ошибся! Ровно так же, как он и не ошибся с заключительным, самым протяженным спецучастком! В ходе гонки этот доп ехался на одном дыхании, несмотря на множество смен ритма, «держака» и покрытия. Забегая вперед, скажем, что именно результаты этого спецучастка в корне поменяли итоговую расстановку практически во всех зачетных группах. За трассу, несмотря на наши мысли и ощущения при ознакомлении, поставим организатору твердую четверку, равно так же, как и за организацию всего мероприятия в целом. Хотя за организацию работы предстартовой технической инспекции и за размещение экипажей в парке сервиса больше тройки вряд ли он заслуживает. На технических проверках скопилась нереально огромная очередь, а в отведенные для отдельных экипажей места сервиса и микроавтобус иногда с трудом помещался, не говоря уж о расположении в них спортивной техники. Пришлось поиграть в тетрис. Но, ничего, все справились. Хотя, в целом, «Tahko Ralli» образца 2017 года оставило очень неплохое впечатление.
Третий этап Чемпионата Финляндии сложился для экипажа ART RALLY-KLOTZ вполне себе неплохо. Перед стартом Александр Посадский и Олег Крылов прекрасно понимали, что на такой непростой трассе бороться с местными гонщиками, даже из второго эшелона зачета SM2, будет ой как сложно, поэтому итоговой целью на эту гонку был выбран финиш и, по возможности, приближение от спецучастка к спецучастку к результатам своих прямых конкурентов. При условии, что на старт в зачете SM2 приняли семнадцать экипажей, то очень неплохим итоговым результатом можно было бы считать попадание в десятку.
На самом старте гонки отставание нашего экипажа от своих прямых конкурентов составляло около секунды с километра, что, все-таки, было многовато, даже, несмотря на первый старт Посадского по дорогам в районе Тахковуори. С каждым спецучастком Александр понемногу наращивал свой темп, о чем стали свидетельствовать и результаты, которые к большому сервису позволили опередить несколько местных экипажей. Да, у кого-то из них были определенные проблемы, кто-то совершал ошибки, без доли везения тут, конечно, не обошлось, но тем не менее. Очень радовало то, что пилотирование Посадского было практически безошибочным и что очень важно, это пилотирование было исключительно по записанной стенограмме, а не на глаза. Вот так, потихонечку прогрессируя, Александр и Олег добрались до двенадцатой позиции своего зачета.
Основным спецучастком гонки, несомненно, должен был стать заключительный, самый протяженный, тридцатитрехкилометровый спецучасток. Ему предшествовал не менее интересный доп (к которому по озеру надо было ехать, помните?), после которого, не успев остыть (перегон минимальный) нужно было промчать по финальному допу гонки. Но на деле оказалось совсем иначе. Уже после старта первых автомобилей на старт спецучастка по радиосвязи пришла информация о том, что пьяные зрители сделали на дороге несанкционированный ретардер (и в Финляндии такое бывает, представляете?). Естественно, доп был остановлен. Пока службы привели дорогу в порядок, пока на старт вернули нулевой экипаж, задержка составила около 45 минут. От долгого ожидания возобновления старта многие гонщики остыли, что привело к множеству ошибок и потери концентрации при прохождении спецучастка. По счастью, долгое ожидание не расслабило экипаж Александра Посадского и Олега Крылова, который, в отличие от своих «подостывших» конкурентов, проехал заключительный доп на одном дыхании и показал на нем довольно быстрые секунды, которые позволили переместиться в итоговой классификации сразу на седьмую строчку своего зачета, тем самым полностью выполнив, и даже перевыполнив, поставленные на гонку задачи.
Зимний сезон для команды ART RALLY-KLOTZ завершен. Немного позже мы подведем его итоги и проанализируем выступления каждого нашего экипажа отдельно и команды в целом, ну а пока есть немного времени отдохнем и займемся подготовкой техники к дальнейшим стартам.
фото: M.Kyostila, @MLa, www.reissumies.info, M.Suhonen.